Экономический форум «Средняя Волга – Каспий. Транспортно-логистический потенциал»

В Ульяновске состоялся масштабный экономический форум «Средняя Волга – Каспий. Транспортно-логистический потенциал», который объединил более 100 экспортеров. Власти рассчитывают, что новый маршрут позволит значительно увеличить объем товарооборота с дружественными странами, а также вернуть Волге статус ключевой транспортной артерии. Регион подписал ряд соглашений и вынес свои предложения по проекту. Подробнее – в материале 73online.ru. О том, что Ульяновская область готовится к запуску торгового логистического проекта, было объявлено на форуме «Сделано в Ульяновской области» весной. Маршрут является составной частью транспортного коридора «Север–Юг», который позволит обеспечить прямую доставку сборных грузов от портовых терминалов Средней Волги, а также регионов Приволжья и Европейской России к Каспийскому морю и далее до портов Персидского залива и Индии. По поручению губернатора Алексея Русских была проделана большая работа по настройке маршрута. Сегодня уже прошли первые поставки, продолжается его наполнение. Также заключены соглашения с соседними регионами, Татарстаном, Чувашией и Пензенской областью о формировании сборных грузов для дальнейшей отправки по маршруту. Форум организован правительством Ульяновской области и Ассоциацией «Афанасий Никитин» при содействии центра «Мой бизнес» в рамках нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт». На нем собрались представители Минпромторга, Российского экспортного центра (РЭЦ, РЖД), торговых представительств РФ в Иране, Узбекистане, Азербайджане, речных, морских и сухих портов, судовладельцы. Присутствовало более 40 компаний грузоотправителей и грузополучателей, а также делегации из Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Кировской, Пензенской областей, Ирана, Туркменистана, Азербайджана.

Генеральный директор «Международного профсоюза финансовых предпринимателей» Иран-Россия Кристофер Джулаи видит только положительный эффект от проекта. Он сообщил, что обычно товар через Каспий попадает в Астрахань, что увеличивает цену логистики. А если из Ирана груз будет поступать напрямую в Ульяновскую область, это снизит затраты на транспортировку на 20-25% и обеспечит продукцией соседний Татарстан.

Глава центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов отметил, что в условиях санкций данный проект – очень важное направление для увеличения объемов внешней торговли с регионами Центральной Азии, Каспием, Ближним Востоком. Он приводит в пример торговые отношения с Ираном, которые сегодня не сбалансированы по объему экспорта–импорта. Так, одной из основных задач форума стало формирование грузовой базы. Проблемы проекта и предложения При реализации такого масштабного проекта возникает ряд сложностей. Эксперты на форуме говорили о необходимости создания единых операторов, которые могли бы на маршруте собирать некий пазл, в который входит и портовая инфраструктура, и железнодорожные, контейнерные операторы, и многое другое, поскольку предприятиям проходить это самостоятельно сложно. Первый вице-примьер по финансам Марина Алексеева отметила, что весь потенциал Волги сегодня не раскрыт, а для региона это важнейшая стратегическая транспортная жила. По ее словам, зарубежные партнеры надеются, что область сможет наладить комфортную, безопасную и экономную доставку грузов. В связи с этим возникают вопросы создания флота, инфраструктуры и развития в целом водных путей. О мерах поддержки судостроения рассказал начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Дмитрий Павлов – это субсидии на приобретение и строительство судов, компенсация 2/3 затрат на уплату лизинговых платежей и процентов по кредиту. Кроме того, реализуется проект по строительству судов за счет средств фонда национального благосостояния. Доцент кафедры Управления транспортом Волжского государственного университета водного транспорта Александр Лисин считает, что минтрансу стоит рассмотреть возможность создания такой организации как «Росречпорт» – по подобию эффективной структуры «Росморпорт», которая продвигала бы вопросы поддержи речных инфраструктур на федеральном уровне. По итогам обсуждений на форуме Гайнетдинов озвучил меры господдержки, которые помогли бы проекту: формирование единого или нескольких (на разных участках) операторов маршрута; развитие своего флота с помощью государственной компании; инфраструктура портов (приобретение оборудования, терминалов, конструкций причальных стенок и др.); нормативное регулирование (например, в части размера судов, которым разрешено заходить в порт той или иной страны); кооперация грузовой базы. Новые соглашения На форуме Ульяновская область подписала ряд соглашений. Первое – меморандум о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между организацией по содействию в развитии агропромышленной деятельности «Евразийская Агрологистика» и региональным минэкономразвития. Документ предполагает участие области в проектах «Агроэкспресс» и «Агрохаб» – совместное формирование грузов и ж/д отправку по логистическому маршруту. Подробнее рассказала генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова.